Символика логотипа и толкование слова "Мокша"

logo 1Хатха-йога - это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Перечисленные средства являются методами освобождения от искажений Сознания. Мо́кша (санскр. मोक्ष mokṣa IAST, прев. «освобождение»), — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования. В нашем центре сочетается проработка физического и психического аспектов человека для обретения состояния просветления - свободы от телесных зажимов, психологических страданий и избавления от иллюзорных представлений о мире.

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания,  в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни человека посредством разотождествления с умом, с телом и всеми материальными объектами в "грубой" привычной обычному представленю человека форме. В философии адвайты, Абсолютная Истина не проявляется в качестве Личности Бога, в изначальном состоянии - это единое сознание, которое есть - безмолвие, прозрачность и бесконечная потенциальность для всего происходящего. Согласно философской школе адвайта, при освобождении индивидуальная душа человека - атман, осознаёт своё единство с первоосновой и Источником всего сущего. Конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа как индивидуальная сущность никогда не существовала. А жизнь проживает саму себя одновременно через всех людей и другие формы жизни единомоментно сейчас. Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний, — обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех материальных желаний отождествленного ума человека.

Весь материальный мир состоит из трех гун материальной природы — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его. Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой, буквальный перевод этого слова — веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (тамо-гуна) — подобно веревке по рукам и ногам связывают обусловленное живое существо, приковывая его к циклу повторяющихся рождений и смертей. Даже стихия добродетели обуславливает живое существо. Существуют удивительно чистые личности: брахманы обладающие возвышенными нравственными качествами и необъятными знаниями и мудростью, которые вместе с тем не в состоянии понять трансцендентную природу чистой любви к Богу и поэтому на практике считают ее лишь одним из методов достижения освобождения. В индуизме мокша рассматривается как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию. Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных. Вместе с тем деятельность в стихии добродетели создает меньше всего препятствий для достижения Мокши, полного освобождения, разотождествления с материей. Веревка изготавливается путем переплетения трех пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе. Затем также скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, веревка становится очень прочной. Также, гуны материальной природы — благость, страсть и невежество — смешиваются и производят некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая веревка, состоящая из гун, переплетенных бесчисленное количество раз. А также подобно тому, как три основных цвета: желтый, синий и красный, смешанные в различных сочетаниях и пропорциях создают бесконечное множество оттенков на палитре художника, так и три гуны материальной природы (саттва, раджас и тамас) под влиянием фактора вечного времени создают разнообразие материальных форм и видов жизни, их различные физические и психические особенности. Таким образом, материальная энергия связывает нас все сильнее и сильнее. Своими силами мы не можем освободиться от этих пут, которые известны как: 1) Па (паришрама) — Тяжелый труд. Каждое живое существо в этом мире тяжело сражается, чтобы поддерживать свое существование и выживать. Это называется борьбой за существование. 2) Пха (пхена) — Пена. Когда лошадь тяжело трудится, на ее губах выступает пена. Точно так же после тяжелой работы, направленной на чувственное удовлетворение, наш язык пересыхает, и на губах появляется пена. 3) Ба (бандха) — Рабство. Несмотря на все наши усилия, мы остаемся связанными веревками гун материальной природы. 4) Бха (бхайа) — Страх. В материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдет в следующий момент. 5) Ма (мритйу) — Смерть. Надежды человека и планы на счастье в этом мире прерываются смертью. Весь этот мир является порождением трёх гун, которые, смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира. Когда, не имеющий знания, человек сосредотачивает своё внимание  на определенном объекте материального мира, пытаясь повелевать им, он привязывается к комбинации гун и попадает под их влияние. Материальная природа обуславливает живое существо используя два вида энергий: • пракшепатмика-шакти — стягивающая энергия,она привлекает неудачливые обусловленные живые существа • аваранатмика-шакти — покрывающая энергия, она их покрывает и сбрасывает в еще более глубокие пучины иллюзии Стремясь к счастью мы пытаемся наслаждаться различными объектами, сосредоточившись на одном из них, мы видим его внешнюю форму, не замечая трёх гун, из которых объект состоит. И подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая червяком, мы связываемся сочетанием гун, пытаясь наслаждаться объектом. Вначале стягивающая энергия опускает сознание до уровня оценки предмета.  Далее три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его.Так он привязывается к объекту. В этот момент покрывающая энергия затуманивает его сознание и заставляет чувствовать себя вполне довольным тем обусловленным положением, в котором он оказался. Хотя на человека влияет комбинация трёх гун, тем не менее, как правило, одна гуна преобладает. Понятие трех гун природы В материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с  микроскопического уровня, и кончая вселенским. Это: Сотворение- начало; Поддержание, сохранение, середина; Уничтожение, конец. Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гунами: саттва-гуна (качество благости или добродетели); раджо-гуна (качество страсти); тамо-гуна (качество невежества). Для того, чтобы иметь ясное понимание того, что происходит в материальном мире, нужно научиться распознавать  влияние этих гун. Материальная природа едина, но она может действовать в трех режимах работы. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти, раждо-гуне. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества, тамо-гуне. Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и  заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения. Другими словами, когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию. Стихии страсти и невежества можно одолеть с помощью стихии добродетели. Стихии материальной природы охватывают все стороны нашей жизни. Поэтому когда нам приходится сталкиваться с проявлениями низших гун: гневом, оскорбительным настроением, насилием, вожделением, жадностью, причем как чужими, так и своими, — нам следует  реагировать не тем же, а наоборот сделать что-либо в гуне благости или чистой благости. Причем это действие может быть совершенно из другой области — навести порядок на своем писменном столе. Мокша – не просто смерть физического тела. Это путь назад, к Источнику, к Истине. Мокша может случиться и при жизни материального тела. Мокша – это освобождение от обусловленностей того или иного иллюзорного видения реальности. Только после мокши расцветает настоящая жизнь или истинное творчество. Мокша начинается тогда, когда человека перестает удовлетворять его материальная и социальная жизнь, и он начинает искать что-то еще, что-то еле уловимое, не оформленное, не понятное, но это что-то не даст покоя, пока не будет найдено. Человек обращается к религии, разочаровываясь, начинает заниматься практиками так называемого  духовного роста, посещать места паломничества, искать учителей и т.д. и т.п. до бесконечности, но облегчение наступает все равно лишь временное. «От себя не убежишь». И когда он это осознает, осознает, что вся проблематика, вся драма его жизни кроется в нем самом, начинается путь к освобождению.

Никакие учителя, практики, пути не могут дать истину. Они лишь указывают на нее. Освобождаются те, кто сумел пройти свой личный ад, посмотреть в лицо своим страхам, осознать и принять свою тень и, тем самым, собрать все разрозненные частицы своей собственной души. Перец жжет только, когда он один. Когда его добавляют в пищу в нужном количестве, он придает пикантность и своеобразие. Также и с человеком. Чем больше отрицать и закрывать глаза на свои теневые стороны, тем они чернее, больше и страшнее кажутся. Но когда оборачиваешься и смотришь на них, весь их ужас улетучивается в одночасье, и кровожадный зверь превращается в милое животное.

Путь к освобождению – это путь страдания и очищения. Страдает и очищается ум, которому приходится расставаться со всеми своими иллюзиями о праведной и неправедной жизни, о благородстве и бесчестии, о грехе и добродетели, о черном и белом, о правильном и неправильном, о добре и зле. Одним словом со всеми своими представлениями о мире, людях и даже самоидентификации. «Кто ты?» — основной вопрос пути освобождения. Пока ответы находятся – человек в плену ума. Когда ответы иссякают, ум переключается в иное состояние сознания вне концепций, рационализаций, обусловленностей и поисков. Это и есть проблеск Мокши.

Освобождаются те, кто смог разглядеть Себя сквозь покровы представлений, определений, разрозненных субличностей.  Когда подобное видение становится определяющим, случается Мокша. И с этого момента человек перестает быть ограниченным сознанием, и его жизнь превращается в Лилу.

Практика Хатха-Йоги - помогает людям вести благостную жизнь, обуздать свой ум, который являетя создателем гун материальной природы и способствует достичь полного освобожения или Мокши. С умиротворенным умом, духовная душа, свободная от стихий материльной природы, благодаря практике йоги, оставляет саму причину своей обусловленной жизни и достигает изначального слияния с единым Сознанием. Живое существо становится полностью удовлетворенным, воспринимая своими освобожденными от гун материальной природы чувствами, трансцендентный настоящий момент жизни. Человек больше не ищет наслаждения во внешней энергии. Он даже не думает про себя и не помнит о подобных наслаждениях, такой человек испытывает высшее блаженство от проживания жизни в настоящем мементе.

В логотипе нашего йога центра "Мокша" изображена: сгорающая свеча, девушка-фитиль, и огонь.

  • Свеча - это символ временности материальной жизни и всего происходящего в ней.
  • Девушка-фитиль - символизирует о одной стоны человечество, которое стянутото веревками - гунани материальной природы, отождествленным умом, а с другой стороны занятие йогой ведет в освобождению, Мокше.
  • Огонь - это частичка Чистого Сознания, искра Истины, в каждом человеке, благодаря которой, потенциально любой может сам в себе увеличивать, разжечь, силой своего желания, искру в огонь, пока полностью не пережгет все материальные привязанности, отождествления с умом и достигнет безусловной Любви, Теплоты слияния с Источником - изначальным Сознанием. Практика йоги в этом помогает! 

Спасибо за прочтение такой объемной статьи, надеюсь, это было вам полезным. Если вас заинтересовала данная статья и предложенный путь эволюции сознания и возвращения к изначальной природе, наполненной и счастливой жизни, ждем вас в нашем йога центре, приходите!

Увидимся на ковриках!

(автор: основатель йога центра "Мокша", инструктор хатха-йоги София Беленцова)

Хатха-йога

вверх

Практики Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм. Далее...





Детская йога

Детская йога

включает в себя оздоровительные упражнения на коррекцию осанки, на концентрацию внимания, на умение расслаблять тело.

Далее...





Эффективная растяжка на ШПАГАТ

шпагат2

Мечтаете сесть на шпагат? Вы занимаетесь танцами, спортивной гимнастикой, и хотите увеличить амплитуду движений? Хотите подтянуть мышцы и стать более грациозной и Далее...





Консультация по питанию

Консультация по питанию

"Рождение звезды", - гимнастика для улучшения физического, психологического и энергетического здоровья женщины. Далее...